|
Решение о проведении чемпионатов мира по автогонкам в
классе формула 1 было принято FIA в 1949 году по инициативе делегата от
Италии Антонио Бривио Сфорца. Собственно класс Формула 1 появился еще двумя
годами ранее под названием формула A и предусматривал рабочий объем
атмосферных двигателей 4500 см3, а оснащенных компрессором - 1500 см3;
требования эти позволяли принимать в гонках формулы 1 автомобилям довоенной
разработки, таким, как "Alfa-Romeo-158" или "Maserati-4CL", и первоначально
имели срок действия до конца 1953 года. Система начисления очков была прямо
противоположна тем, что использовались в чемпионатах мира среди марок в
1925-1927 и чемпионатах Европы в 1935-1939, наследником которых по сути и
стал чемпионат в классе формула 1: там использовалась система "штрафных"
очков, и задачей участников было набрать их как можно меньше, а по новому
регламенту очки в чемпионате начислялись за места на финише с первого по
пятое по следующей схеме: 8-6-4-3-2; еще одно очко присуждалось за лучший
круг в гонке. Чемпионом становился гонщик, набравший наибольшее количество
очков. В зачет чемпионата шли четыре лучших результата из семи этапов,
причем одним из них стала американская 500-мильная гонка в Индианаполисе -
таким образом FIA решила попытаться свести вместе европейский и американский
автоспорт, пути которых к тому времени уже успели несколько разойтись.
Первый чемпионат мира открылся 13 мая 1950 года гонкой на Гран При
Великобритании на трассе Сильверстоун. Неожиданностей она не преподнесла:
заводская команда "Alfa-Romeo", со своими автомобилями модели "-158"
доминировавшая на гоночных трассах в послевоенные годы, не сплоховала и
здесь. Три ее основных гонщика - Джузеппе Фарина, Хуан Мануэль Фанхио и
Луиджи Фаджоли - заняли первые три места на старте, а специально
приглашенный британский гонщик Рег Парнелл дополнил первый ряд стартового
поля. В гонке Парнелл, правда, не смог оказать сопротивления трем "Фа" и в
итоге отстал от победителя на 52,0 с. Но стал он все же не четвертым, а
третьим: Фанхио был вынужден сойти из-за поломки двигателя, и первым к
финишу пришел Фарина, на 2,6 с опередивший Фаджоли. Остальные два места в
зачетной пятерке достались гонщикам на французских "Talbot-Lago-T26C" - Иву
Жиро-Кабанту и Луи Розье, - но они проиграли Фарине по два круга.
На следующем этапе - Гран При Монако 21 мая - уже на старте произошел
большой завал, в результате которого из гонки сразу выбыло девять участников,
в том числе Фарина и Фаджоли. В их отсутствие Фанхио, который, выиграв старт
с поул-позиции, счастливо избежал всех коллизий, выиграл со средней
скоростью 98,70 км/ч (эта гонка до сих пор остается самой медленной в
истории чемпионатов мира). Второе место с кругом отставания занял итальянец
Альберто Аскари, представлявший дебютировавшую здесь команду "Ferrari".
Третьим стал знаменитый гонщик довоенных лет Луи Широн на заводской "Maserati",
четвертым - Раймон Соммер на "Ferrari" (их отставание от Фанхио составило
уже два и три круга соответственно).
Третьим этапом чемпионата официально считалась американская
500-мильная гонка в Индианаполисе. Но никто из основных участников
чемпионата туда не приехал, и в Индианаполисе правили бал местные звезды.
Гонку выиграл Джонни Парсонс, получив девять очков в зачет чемпионата мира.
Затем состоялся Гран При Швейцарии, где трио гонщиков "Alfa-Romeo"
снова царствовало на трассе. Уже привычно заняв первые три места в
квалификации, а затем справившись с прорвавшимся на старте вперед со второго
ряда Аскари, Фанхио, Фарина и Фаджоли уносились все дальше и дальше от
остальных, во главе которых шли Аскари и Виллорези на "Ferrari". В итоге
победил Фарина, Фаджоли стал вторым, отстав на 0,4 с, а вот Фанхио, как и в
Сильверстоуне, не повезло: поломка двигателя. Сошли и оба гонщика "Ferrari",
и третье место занял Розье. По итогам четырех этапов таблицу чемпионата
возглавлял Фарина с 18 очками. У Фаджоли было 12, а у Фанхио - всего 9.
Однако аргентинец не смирился с таким положением вещей и выиграл пятый этап,
состоявшийся в Бельгии. Фаджоли вновь занял второе место, а третьим стал
Розье. Лидер чемпионата, стартовав с поул-позиции, финишировал лишь
четвертым, испытывая проблемы с трансмиссией на последних кругах. Некоторую
интригу в гонку внес Соммер на "Talbot", лидировавший пять кругов после того,
как гонщики "Alfa-Romeo" посетили боксы для дозаправки. К несчастью, француз
вынужден был прекратить борьбу: сгорел двигатель на его автомобиле. Шестой
этап во Франции вновь окончился победой Фанхио, на счету которого здесь был
и лучший круг. Фаджоли в третий раз подряд финишировал вторым, а третье
место занял Питер Уайтхед на новой "Ferrari-375" с атмосферным двигателем,
дебютировавшей на прошлом этапе в Спа-Франкоршамп (он, однако, был частным
гонщиком, а сама "Scuderia Ferrari" в Реймсе отсутствовала). Что до Фарины,
то он сначала шел первым, затем проблемы с подачей топлива отбросили его
далеко назад. Джузеппе сумел прорезать пелотон и выйти на третье место, но
лишь для того, чтобы вскоре сойти окончательно.
После шести гонок в чемпионате сложилась следующая ситуация: Фанхио
имел 26 очков, Фаджоли - 24, Фарина - 22. Только эти три гонщика могли
оспаривать между собой титул чемпиона мира: у Розье на четвертом месте было
только 10 очков.
Чемпионат заканчивался Гран При Италии в Монце. Во второй раз в сезоне
в первый ряд стартового поля прорвался гонщик на автомобили иной марки,
нежели "Alfa-Romeo": первым был в Монако Хосе Фройлан Гонсалес на "Maserati",
а в Монце Аскари за рулем "Ferrari" показал в квалификации второй результат.
Со старта гонку возглавил Фарина, постоянно отбивавший атаки Аскари.
Альберто даже сумел на два круга выйти вперед. Фанхио шел на третьем месте,
показав лучший круг в гонке, но сошел на двадцать четвертом круге из-за
поломки коробки передач. Тремя кругами раньше сошел и Аскари. Оба они
продолжили гонку: Фанхио - на автомобиле Пьеро Таруффи, а Аскари - Дорино
Серафини. Но если Аскари удалось финишировать на втором месте, то Фанхио
вскоре окончательно сошел: сгорел двигатель. Фарина выиграл гонку, опередив
Аскари на 1 мин 18,6 с, и стал первым чемпионом мира в классе формула 1.
Третьим, вслед за экипажем Аскари-Серафини, финишировал Фаджоли, однако к
своему счету он ничего не прибавил - его 24 очка были получены за четыре
вторых места - и, таким образом, стал третьим, имея общую сумму очков на
одно больше, чем занявший второе место Фанхио. Зачета Кубка Конструкторов в
те годы не существовало, но, если бы он проводился, то победителем стала бы
с большим отрывом команда "Alfa-Romeo". |
|